Отраслевая стандартизация 1.0


ГОСТ

Отраслевая стандартизация версия 1.0. Общие положения.

Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Охранная (социальная) функция стандартизации - обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг). 

Национальные стандарты (ГОСТ Р)

     Основополагающим документом по стандартзации в том числе и в сфере НСБ является федеральный закон № 162-ФЗ от 29.06.2015 “О стандартизации в Российской Федерации”, согласно которому объектом стандартизации выступает услуга (ст. 2 п.6). Одной из задач данного закона является обеспечение обороны страны и безопасность государства (ст.3 п.4).Таким образом, с 2016 года, любая охранная услуга, разрешенная действующим Законом Российской Федерации  № 2487-I«О частной охранной и детективной деятельности» от 11 марта 1992 года, уже является объектом стандартизации. Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России), который для работы над национальными стандартами (ГОСТ Р) создает свои Технические комитеты. Для частной охраны в марте 2018 года был создан ТК 208 “Охранная деятельность” под руководством Н.И.Першуткина. 

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам услуг и имеющих в данной области наиболее высокий потенциал. Любой стандарт — продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета (далее — ТК) заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Стандарты, получившие одобрение ТК включаются в Программу национальнйо стандартизации (ПНС).  В настоящее время ТК 208 предлагает два проекта категории ГОСТ Р – «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования к организации охраны, пропускному и внутриобъектовому режимам.» (далее ГОСТ Р – «Школы» - ответственный разработчик НИЦ «Безопасность») – прошел одобрение и готовится для включения в ПНС и «Услуга телохранителя» (ответственный разработчик - рабочая группа СПК НСБ по квалификации «Телохранитель») оставлен на доработку и будет заслушан на следующем заседании ТК 208.  

Суть ГОСТ Р – это описание услуги для ее идентификации в правовом поле с целью ее сертификации. Сертификация услуги - это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от исполнителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме, что продукция (для охранной деятельности это будет услуга) соответствует установленным требованиям. Тот же принцип, как и для НОК- независимой оценки квалификации.

Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью в данном случае услуги. Ее оказание связано с определенными обязанностями, налагаемыми на организации или предприятия, в том числе и материального характера. Поэтому сертификация может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, т.е. законами и нормативными актами Правительства РФ. Отсюда второе наименование обязательной сертификации — «сертификация в законодательно регулируемой сфере»  к которой в полной мере относится частная охранная деятельность. 

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия, утверждаются Правительством РФ. 

При обязательной сертификации услуг подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию. Так, согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обязательной сертификации товаров (работ, услуг) должна подтверждаться их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя. При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.

Без наличия профильных ГОСТ Р вопросы обязательной сертификации в сфере частной охраны не решаются.  Как только эти ГОСТы проявятся в правовом поле, сертификация будет вопросом времени.

Профессиональные стандарты

 Вопросами профессиональных стандартов занимается Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, которыйбыл создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года за № 249. Председателем Национального совета является Президент Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» Александр Николаевич Шохин.

Профессиональный стандарт – это ведомственный нормативный акт, утверждаемый приказом Минтруда России, который разрабатывается на вид профессиональной деятельности (ВПД) и содержит описание следующих норм:

  • Трудовые функции работника в соответствии с его квалификацией и занимаемой должностью
  • Требования к его опыту и знаниям
  • Уровень квалификации

Таким образом, можно сказать, что профессиональные стандарты включают в себя описание качественного уровня квалификации сотрудника, которому тот обязан соответствовать, чтобы по праву занимать свое место в штате любой компании вне зависимости от рода ее деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).

Для государственных (в том числе с долей государственного участия в уставном капитале) организаций обязательность применения предусмотрена постановлением Правительство РФ от 27.06.2016 № 584. Данным документом предусмотрено, что реализация планов по введению профстандартов должна быть завершена  до 01.01.2020. Очень интересно, а как в этот правовой акт “впишется” ФГУП “Охрана” и сама Росгвардия, которая имеет право охранять глав регионов исключительно на коммерческой основе ? 

Абзац третий части 2 статьи 57 ТК РФ “Содержание трудового договора” тут же говорит про обязательность профстандартов : 

«Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:… трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы)».

Статья 195.3 ТК РФ утверждает “Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями”.

Вопросами профессиональных стандартов занимается Национальный совет при Президенте РФ по развитию квалификаций. 

Квалификационные уровни служат связующим звеном между профессиональным образованием и потенциальной сферой деятельности.Про уровни квалификации подробнее:

1-й уровень предполагает выполнение стандартных заданий (речь идет о физическом труде) и применение элементарных фактических знаний. Соответственно, способы получения такой квалификации самые простые — инструктаж и опыт работы в рамках данной квалификации.

2-й, 3-й уровни требуют способности выполнять соответственно стандартные и типовые задачи. Достигнуть требуемой квалификации можно, получив начальное профессиональное образование, а также пройдя переподготовку.

4-й, 5-й уровни ориентированы на низшее звено руководства и требуют от работника умения руководить группой сотрудников и нести ответственность за результат работы этой группы. Для этого необходимо среднее профессиональное образование по специальности либо начальное профессиональное образование по основной госпрограмме в сочетании с переподготовкой.

6-й уровень требует высшего образования по программе бакалавриата или среднего специального образования. Предполагает исключительно самостоятельную работу или работу по управлению группой людей (организацией или частью крупной организации). Характер умений — внедрение (улучшение) определенных технологических или методологических решений.

7-й уровень— это квалификация высшего руководства, ответственного за работу крупных организаций или подразделений, вследствие чего работник должен владеть навыками управления и стратегического планирования. Требования к высшему образованию в данном случае более серьезны: необходимо обучиться по программам специалитета или магистратуры.

8-й, 9-й квалификационные уровни, судя по всему, определяют квалификацию, необходимую для высших должностей в крупных корпорациях и государстве, масштабной научной деятельности. Они предполагают наличие высшего образования по программам магистратуры или специалитета, а также окончания аспирантуры / адъюнктуры / ординатуры / ассистентуры-стажировки.

Телохранители получили следующие квалификационные уровни :

 4  - телохранитель и телохранитель-водитель, 

5 – телохранитель прикрепленный

6 – руководитель подразделения личной охраны

В профстандартах для частной охранной деятельности характерны уровни с 3 –го (работник в сфере частной охраны)  по 6 –ой (руководитель частной охранной организации). 

Хотя внедрение профстандартов является обязанностью работодателя, работник имеет право отказаться вносить изменения в свой договор или проходить НОК. Статья 74 ТК РФ: предлагает руководителю перевод сотрудника на должность, не связанную с действием профстандарта, а при отказе и от этой возможности — уволить. Основанием для этого будет п. 7 ст. 77 ТК РФ. 

Увольнение ждет и тех сотрудников, чья квалификация не отвечает требованиям стандартов. Но этот факт должен обязательно подтверждаться результатами НОК. И если нет возможности повысить квалификацию работника, то работодатель может его уволить по п. 3 ст. 81 ТК РФ. Стоит отметить, что увольнение в связи с несоответствием требованиям профстандарта невозможно — такого основания нет в ТК РФ. В то же время нахождение на должности работника с несоответствующей обязательным требованиям квалификацией может привести к неприятным для работодателя последствиям, например:

  • наказанию за несоблюдение лицензионных требований (постановление ФАС Московского округа от 06.02.2008 № КА-А40/14829-07);
  • отказу ФСС в возмещении выплат по больничному (постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.2012 по делу № А55-8041/2011);
  • признанию трудовых договоров недействительными кредиторами организации (постановление ФАС Уральского округа от 26.10.2012 № Ф09-5513/10 по делу № А50-14433/2009)

Перечисленные примеры относятся к периоду до введения в действие нормативных актов о профессиональных стандартах. Тем не менее, учитывая служебную роль уровней квалификации, они дают возможность спрогнозировать практику применения профстандартов в части требований к квалификации. Согласно закону обеспечение необходимого уровня квалификации сотрудников - задача работодателей, которая может решаться с использованием независимой оценки квалификации работников НОК. Внедрение профстандартов и замена ими прежних квалификационных справочников выгодна в итоге всем сторонам трудовых отношений. Работодателям — потому что конкретизирует требования к той или иной профессии. Работникам — потому как уравнивает заработок специалистов с одним уровнем квалификации.

продолжение следует


Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.