Стандартизация в частной охранной отрасли

 SIBTOP 2

 


22 января 2019 года

Москва

 

Рабочая группа СПК НСБ по разработке 

профессионального стандарта “Телохранитель”

 для участников заседания комитета по безопасности ТПП РФ 

«Профессиональные и национальные стандарты: 

стадии подготовки и этапы утверждения».



Уважаемые коллеги, 

 

            Проект профстандарта “Телохранитель” 18 декабря 2018 года года был согласован и одобрен СПК НСБ для начала процедуры регистрации в Минтруда РФ. Согласно установленной процедуре, 3 января 2019 года на сайте ВНИИ Труда Минтруда РФ проект стандарта для экспертов был переведен в статус “обсуждение” на 12 дней. О чем на сайте СПК НСБ и через почту проинформированы ведущие профсоюзы, координационный совет НСБ РФ и лидеры охранного сообщества. 21 декабря проект был переведен в статус “проект создан”. В настоящее время текст проекта проходит проверку в профильном отделе Минтруда РФ.

            На конец февраля 2019 года после профессионально – общественного обсуждения проекта на которое постановлением СМ РФ отводится 15 дней, планируется формирование пояснительной записки и подача всего пакета документов для утверждения проекта Минтрудом. Планируемое утверждение стандарта Нацсоветом при Президенте РФ по профквалификациям – конец второго квартала (дата заседание Нацсовета пока не известна). 

 

            НАСТ России также принимает участие в работе “ТК 208” с момента его образования. Свое видение текста стандарта в указанном руководством комитета направлении (телохранители) было представлено через неделю после первого заседания ТК. По общему мнению экспертной группы НАСТ России, которая работает над профильным направлением в обеих рабочих группах по стандартизации, ситуация именно с госстандартом представляется более сложной. Основная причина – отсутствие методических рекомендации профильного министерства для разработчиков стандарта. Так, Минтруда РФ имеет не только обширные и подробные документы, которые находятся в свободном доступе, но и еще программно-аппаратный комплекс, позволяющий заполнять формуляр стандарат в режиме он-лайн. Росстандарт такого не имеет либо, группа НАСТ России просто не получала от руководства комитета указания следовать установленным (если таковые есть) правилам. 

 

         Проблема стандартов, особенно в безопасности заключается в том, что в СССР подобными стратегическими разработками занимался весьма ограниченный круг людей. В России эти вопросы были сведены практически к нуля в силу объективных и субъективных причин. Сегодня, когда к разработке стандартов подключена “общественность”, ситуация вообще копирует известную басню. Стандарты сами по себе – это рекомендательная категория, на основе которой строится система квалификаций. НОК – это практически революционный (не эволюционный) для рынка частной охраны механизм. И это только верхушка айсберга под названием “стандарты в области экономической деятельности № 12”. Стандарты в области “№ 12” должны коррелироваться между собой, будь то ВПД (виды профдеятельности) будь то сопряжение госи проф стандартов. Это сложная многогранная работа для высококвалифицированных специалистов. 



samolet i mashina

 

        Действующий порядок проведения оценки квалификаций, согласно закону № 238 заканчивается 1 июля 2019 года и к этому времени, профессиональные стандарты СПК НСБ должны быть утверждены. Вероятность этого события просматривается. Но в сфере частной охраны профстандарты должны быть “увязаны” с госстандартом, чего, исходя из вышеприведенных причин ожидать не приходится. То есть, конструкция “проф и госстандарт” пока не скрепленна единым подходом, вместе работать не будет. 

 

         Точно так же, как и готовящийся к чтению новый закон “О частной охране”, который пока вообще не учитывает ни наличие законодательства о профстандартах, ни последствий процедур независимой оценки квалификации (НОК). Текстов будет много, но систему реализации  цели создать будет весьма проблематично. Вновь созданное нужно будет тут же переделывать под реально происходящие процессы. Что неизменно ставит под вопрос квалификацию разработчиков любого документа в этой области – от стандарта до закона, от оценочных средств до системы ЦОК. Тот, кто что-то разрабатывает должен сам отвечать за свои мысли. И если мысли ущербны, то таких “специалистам” нет места ни в рабочих группах, ни на трибуне. 

         

         Огромную роль в реализации госполитики в области стандартизации особенно в частной охранной деятельности отводится объединениям работодателей – РСПП и ТПП. Открытым остается вопрос об обязательности НОК (по очевидным причинам – услуги должны оказываться калифицированными специалистами). И здесь уже слово за этими ведущими организациями. Точно также появляется фронт работ и у различных Координационных советов. Стандартизация формализует рынок рабочей силы во всех 40 областях экономической деятелньости. И этот процесс необратим. Проблема в том, что инертность огромной армии частных охранников и руководителей ЧОО архивелика. Пока нет агрументов к действию никто ничего не делает, а продолжает плыть по течению. И такая ситуация будет оставаться до появления первых стандартов, первых реестровых специалистов. Этим фактом НАРК привычное “течение дел” просто останавливает. Далее всем нужно выгребать по реально “стоячей” воде или тонуть под тяжестью отсутствия денег на собственное содержание. Для тех кто собирается выплывать – проблемы обучения, переквалификации и отсева (пронозируемая величина  70 %) охранников на НОК. Этот процесс – объективен и “регуляции” не подвержен. Кандидаты на квалификацию или сдают НОК или нет. Как только в закупочных государственных требованиях появится слово “реестровый” или “квалифицированный охранник” для сообщества ЧОО начнется процесс поиска “момента истины”.  

 

 Безусловно, пути выхода из такой сложной ситуации есть и они хорошо известны. Однако, в настоящее время в силу отсутствия централизованного управления, элементы потенциальной системы движутся в хаотичном режиме. 

 

 

С уважением, 

Член СПК НСБ 

Дмитрий Н. Фонарев


Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.